Страницы истории

Приказом УМВД по Брянской области №14 от 17 апреля 1954 года был образован отдел вневедомственной сторожевой охраны УВД Брянского облисполкома. Первым начальником стал подполковник милиции Алексей Родионович Гавшин. Под его руководством находились 60 сторожевых бригад, а штатная численность по области не превышала пятисот человек.  Уже в 1956 году, после зачисления Гавшина А.Р. в резерв ОК УВД Брянской области, когда на должность начальника службы  вневедомственной охраны был назначен майор милиции Петр Антонович Роенко, основу службы составляли шесть подразделений, созданных в наиболее крупных населенных пунктах Брянской области. Штатная численность составляла около 1500 человек.

В 60–е годы отдел вневедомственной сторожевой охраны переименовывается в отдел охраны при УВД Брянского облисполкома. На должность начальника ОВО назначен подполковник милиции Михаил Вениаминович Луневский. Однако его срок в занимаемой должности был не продолжительным, и в июле 1961 отдел охраны возглавил подполковник милиции Иван Харлампиевич Чуйкин.  

Материально-техническая база созданной службы почти отсутствовала. Подразделения охраны ютились в случайных, крайне ветхих и неприспособленных помещениях. На всю область не было ни одной машины, только несколько велосипедов, средства радиосвязи отсутствовали. На объектах использовались примитивные средства охранной сигнализации. О том, что кто-то проходил на охраняемую территорию, оповещали подвешенные консервные банки, а когда злоумышленник открывал дверь, взрывалась «хлопушка». Позднее появились приборы охранной сигнализации «Сигнал», «Сигнал-2» и другие. Они устанавливались внутри объекта, а при попытке проникновения внутрь помещения посторонних подавали установленные сигналы тревоги (сирена, звонок громкого боя и красная мигающая лампочка). Решить с помощью этих приборов все проблемы по обеспечению надежной сохранности социалистической собственности было невозможно. Однако их применение дало возможность объединить некоторые стационарные посты в обходные, так как, следя за сигналами тревоги, сторожа могли вести наблюдение за охраняемыми объектами на значительном удалении.   

В сторожевые бригады набирались люди пожилые и инвалиды. В народе их называли «ракетно-костыльными» войсками. Из обмундирования – фуфайка да валенки. В качестве оружия имелся только свисток да палка. На особо важных объектах сторожу могли выдать охотничье ружье.

В целях усиления охраны социалистической собственности были введены должности… вожатых собак. Некоторые отделы насчитывали до шестидесяти четвероногих сторожей. Большая их часть состояла на балансе охраны, но иногда заключали договоры и с частными владельцами.

В ходе выполнения социалистических обязательств было организовано соцсоревнование между отдельными сторожами, бригадами, постами по балльной системе.

Ежеквартально собирался расширенный местком, на котором присутствовали бригадиры, начальники объектов, наиболее активные сторожа и совместно анализировали результаты работы. Учитывалось все: состояние дисциплины в бригадах, рабочие показатели, общественная активность членов бригады. После всестороннего обсуждения местком называл лучших. В торжественной обстановке зачитывался приказ начальника отделения охраны, передовикам вручался переходящий вымпел и денежная премия. Портреты ударников помещались на Доске Почета.  

С хозорганами проводились совместные совещания, направленные на улучшение работы КПП на предприятиях. Тесное взаимодействие с сотрудниками ОБХСС повысило эффективность совместных рейдов по предотвращению мелких хищений.

Так, например, в 1963 году на проходной Дятьковского ордена Трудового Красного Знамени хрустального завода сторожами за год были задержаны 169 человек с похищенной продукцией. На шиферном комбинате предотвращено хищение 14964 листов шифера. На Ивотском стекольном заводе задержано 74 человека с похищенной продукцией… 

Процент хищений, конечно, стал значительно ниже, но в целом это проблему не решило. Развивалась промышленность, строились новые заводы и фабрики, увеличивалось количество объектов торговли. Сторожа не могли обеспечить весь объем работы, да и обходились они дороговато. Необходимо было что-то кардинально новое, что позволило бы расширить возможности службы и снизить затраты.

Следующий этап становления подразделений вневедомственной охраны определяется исследователями как «технический скачок». В этот период (1960-1970 гг.) определяющим фактором совершенствования деятельности вневедомственной охраны стало внедрение новейших и разнообразных по назначению технических средств.

В июле 1965 году на должность начальника отдела охраны был назначен майор милиции Иван Петрович Жуков, ранее занимавший должность начальника секретариата УВД Брянского облисполкома.

1965 год по праву считается годом начала коренного преобразования вневедомственной охраны на базе широкого использования технических средств. Это год рождения нового вида охраны – централизованной, которая произвела революционный переворот в структуре в целом, расширила сферу ее деятельности и вывела службу на уровень самых современных, технически развитых подразделений в системе МВД.

Значительный шаг в оснащенности объектов средствами сигнализации был сделан после принятия Советом Министров СССР 8 февраля 1965 г. постановления № 76-30 «О дальнейшем совершенствовании охраны объектов народного хозяйства с помощью пультов централизованного наблюдения», ко­торым пре­дусматривались меры по внедрению новых технических средств и развитию централизованной охраны.

Существующая в этот период управленческая структура не соответствовала качественным изменениям, происходящим в низовых подразделениях и связанным с расширением возложенных на них функций, ростом числа охраняемых объектов и численности личного состава различных категорий. Эти противоречия между современными методами охраны, с одной стороны, и крайне неудовлетворительными условиями несения службы, непрофессионализмом большинства сотрудников, с другой, требовали создания новых организационных форм в деятельности подразделений вневедомственной охраны.    

Постановлением правительства от 18 февраля 1966 г. № 129 было утверждено «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел», в соответствии с которым создано управление вневедомственной охраны (тогда – в составе Министерства охраны общественного порядка СССР), состоящее из отделов по направлениям деятельности.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 10 мая 1967г. № 1026 вневедомственная охрана страны получила возможность производить замену сторожей и бригадиров лицами рядового и младшего начальствующего состава милиции (из расчета 5 сторожей на 2 сотрудника милиции).

Данное решение позволило подразделениям вневедомственной охраны выйти на новый, более совершенный уровень в своей деятельности, который обусловливался тем, что:

расходы на содержание охраны сокращались, поэтому на улучшение материально-технического обеспечения подразделений выделялись дополнительные средства;

сотрудники милиции специально обучались методам несения службы, были лучше экипированы, вооружены и обеспечивали надежную охрану объектов в зоне патрулирования;

наряды милиции вневедомственной охраны не только несли службу по охране объектов, но и обеспечивали общественный порядок на участке патрулировании, т.е. выполняли предупредительно-профилактические функции по борьбе с преступностью.

В Брянской области первые три пульта появились в 1970 году. Новую технику устанавливали своими силами, однако специалистов не хватало. Работали днем и ночью. Была создана даже бригада содействия милиции, в которую набирались инженеры. Они помогали сотрудникам охраны устанавливать и осваивать пульты.   

Уже первые шаги по использованию этого вида охраны показали его эффективность, как по надежности охраны, так и по ее экономичности. Появилась возможность брать на себя охрану не только государственных предприятий, но и квартир граждан. Если в середине 60-х квартиры, оборудованные охранно-пожарной сигнализацией, составляли всего 5 % от общего числа охраняемых объектов, то с внедрением пультов централизованного наблюдения их количество выросло в 20 раз!  

В то же время широкое применение централизованной охраны показало крайнюю необходимость создания специальных нарядов для реагирования по сигналам тревоги, поступающим на пульты с охраняемых объектов.

 Служба прошла экзамен на надежность – хищения с предприятий сократились на 90 процентов, а улицы городов благодаря патрулям «ночной милиции» стали более безопасны.

К началу 70-х годов служба вневедомственной охраны Брянской области насчитывала уже 21 подразделение, крупнейшим из которых считался Дятьковский ОВО. Его штатная численность составляла более 470 человек, охранялось 224 объекта.

Внедряется новый метод охраны – автопатруль. На автомобилях, мотоциклах устанавливаются радиостанции, которые значительно облегчили работу милицейских нарядов по охране объектов. Теперь дежурный пульта и патрульный экипаж могли связываться напрямую, что позволяло оперативно реагировать на сработки. В 1976 году в подразделениях охраны было разрешено вводить должности начальников и дежурных пунктов централизованной охраны, а также формировать группы задержания.

В конце 1970 г. МВД СССР приняло решение о создании в структуре вневедомственной охраны под­разделений «ночной милиции», которые, взаимодействуя с дежурными частями органов внутренних дел по системе единой дислокации, обеспечивали более эффективную охрану правопорядка и сохранность  материальных ценностей на охраняемых объектах. Эта принципиально новая, по-своему уникальная форма обеспечения общественного порядка и сегодня занимает ведущее место в системе вневедомственной охраны. Отличительная особенность «ночной милиции» заключалась в том, что в ночное время мобильные наряды на любое происшествие прибывали раньше других, в том числе и оперативных служб.

В марте 1973 года на должность начальника  назначен подполковник милиции Борис Григорьевич Редюк. Имевший опыт в политико-воспитательной работе, он начал наводить порядок в организации службы.   

К этому времени в подразделениях имелось по полтора десятка велосипедов, мотоциклы, а в некоторых - и по одной машине, которая использовалась, в основном, только в ночное время для проверки постов. Однако двухколесный транспорт был гораздо сподручнее во время ночных патрулей: в темноте его не видно, да и шума от него почти никакого. А, следовательно, больше вероятности застать злоумышленника врасплох.

В ряде подразделений, где собственным авто обзавестись еще не успели, заключали официальные договоры с таксопарком на выделение машины для патрулирования. Несмотря на это, расходы значительно сокращались, а эффективность охраны росла. Доказательством тому служит пример из истории Володарского ОВО. Так, «в целях повышения надежности охраны товарно-материальных ценностей на охраняемых объектах и снижения расходов на содержание охраны был внедрен новый метод охраны – автопатруль с применением «такси». Для внедрения автопатруля было сокращено 13 сторожей. Их обязанности по охране 44 объектов стали выполнять пять инспекторов охраны.

Экипаж автопатруля состоит из трех человек: двух вольнонаемных инспекторов и одного сотрудника милиции. В инспектора подбирались лучшие из сторожей. Протяженность маршрута 10 километров. Экипаж с 22 часов до 6 часов периодически через 30-40 минут осматривает каждый объект на маршруте. Подвижность и маневренность автопатруля позволяет повысить эффективность предупреждений краж и нарушений общественного порядка».

Постепенно служба завоевывала авторитет среди населения. В газетах стали появляться публикации о высоком профессионализме сотрудников охраны.

«У работников «ночной милиции» действуют свои неписанные законы и правила, суровым судом чести карающие малейшее проявление малодушия, слабоволия, трусости. Человеку нерешительному, робкому, не способному откликнуться на чужую беду, несправедливость, здесь нет места. Здесь особенно высоко ценятся такие качества, как мужество, находчивость, готовность при любых обстоятельствах прийти на помощь товарищу… Сколько риска и мужества за скупыми строчками донесений в журнале несения патрульной службы!

…Январской морозной ночью патруль Навлинского отделения вневедомственной охраны в составе сержантов Виктора Марусина и Александра Савкина, проверяя охраняемые объекты, обнаружил двух неизвестных, проникших в подсобку продовольственного магазина лесокомбината. Заметив милиционеров, воры перемахнули через высокий забор и бросились бежать. Видя, что преступники не реагируют на предупредительные выстрелы, Марусин и Савкин бросились вслед. Тяжелая одежда и обувь стесняли бег. Тогда милиционеры на ходу стали сбрасывать с себя полушубки и сапоги. Более километра бежали они босиком по глубокому снегу. Преступникам, вооруженным ломиком и ножом, уйти не удалось» (газета «Брянский рабочий», 1975 год).

Дальнейший этап становления службы вневедомственной охраны (приблизительно 80 – начало 90-х годов) характеризуется ее организацион­ным совершенствованием, которое является доминирующим направлением деятельности. В этот период повышаются требования к оперативности групп задержания при срабатывании охранной сигнализации, установленной на охраняемых объектах и квартирах граждан (расчетным временем считается 3 минуты после получения сигнала «Тревога»), при пресечении краж и задержании лиц, их совершающих.   

Перед вневедомственной охраной ставятся новые сложные задачи: в 1979 г. Совет Министров СССР возложил на нее охрану учреждений Государственного банка по всей территории страны; в 1984г. ведомственная милиция, осуществлявшая охрану правительственных учреждений, органов власти и т.д. стала одним из подразделений вневедомственной охраны.

В марте 1984 года начальником отдела был назанчен полковник милиции Евгений Савельевич Пшенов, окончивший к тому времени Академию МВД СССР. Ранее Пшенов занимал должности заместителя начальника хозяйственного отдела УВД Брянского облисполкома, начальника отдела капитального строительства УВД по Брянской области. В этот период начался следующий этап становления службы вневедомственной охраны, характеризующийся ее организацион­ным совершенствованием, ставший доминирующим направлением деятельности.

Одним из этапов развития службы вневедомственной охраны стало постановление Совета Министров РФ от 1987 года «О мерах по дальнейшему упорядочению охраны», в соответствии с которым под вневедомственную охрану были переданы более 80% объектов народного хозяйства.

Для организации управления службой вневедомственной охраны Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 28 декабря 1989г. № 367 создано Главное управление охраны и осуществлены меры по перестройке деятельности центрального аппарата охраны союзного министерства.

В 1989 году отдел охраны был переименован в объединение «Охрана» службы общественной безопасности УВД. С целью сохранения места и роли вневедомственной охраны в системе общегосударственных мер безопасности был осуществлен комплекс законодательных мер, создавших новую правовую базу, позволяющую в условиях рыночной экономики осуществлять эффективное влияние на обеспечение сохранности имущества собственников.      

В начале 90-х годов, с распадом СССР, с разгосударствлением экономики, появлением новых форм собственности подразделения вневедомственной охраны, как и вся милиция страны, переживают нелегкое время. Появление частных охранных предприятий и связанный с рыночной экономикой передел собственности, желание новых руководителей иметь высококвалифицированную, соответствующую их представлениям охрану привело к сокращению численности сторожевой охраны и даже ликвидации части  подразделений вневедомственной охраны.

С целью сохранения места и роли вневедомственной охраны в системе общегосударственных мер безопасности был осуществлен комплекс законодательных мер, создавших новую правовую базу, позволяющую в условиях рыночной экономики осуществлять эффективное влияние на обеспечение сохранности имущества собственников.

В этом ряду: постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ»; приказ МВД России от 6 сентября 1996 г. № 499 «Концепция развития  вневедомственной охраны  при органах внутренних дел до 2000 года»; приказ МВД России от 22 марта 1993 г. № 121 об утверждении «Наставления по организации службы военизированных и сторожевых  подразделений вневедомственной охраны» и др.

В октябре 1992 года на должность начальника был назначен полковник милиции Александр Васильевич Лахтиков. В августе 1993 года объединение «Охрана» службы общественной безопасности УВД переименовывается в отдел вневедомственной охраны УВД. В 1994 году приказом начальника УВД было утверждено Положение об управлении вневедомственной охраны при УВД Брянской области и с 23 ноября 1994 года Лахтиков А.В. был назначен начальником Управления вневедомственной охраны. 

В 1997 году на смену ему пришел полковник милиции Михаил Васильевич Кравченко. В период его службы несли службу более 2500 человек, среди которых милиционеры и стрелки военизированной охраны, специалисты охранно-пожарной сигнализации, инженеры и техники, экономисты и бухгалтера. В годы его правления вневедомственная охрана стала полноправной милицейской службой, способной решать любые задачи по охране квартир, объектов и общественного порядка в городах и населенных пунктах области. Более 4500 тысячи объектов находились под охраной – это предприятия торговли, банки, различные базы, кассы организаций, склады хранения оружия, драгоценностей, денежных средств, наркотиков и ядов. Под охраной находились 6000 квартир, жилых домов граждан. Охрана осуществляла и более 20 видов нетрадиционных до того времени услуг: охрана и сопровождение грузов и денежных средств на территории России, техническое укрепление жилых и служебных помещений, депозитное хранение ценных вещей, денежных средств и драгоценностей и многое другое. Оперативность действий милиции охраны и групп задержания обеспечивалась с помощью более чем 150 единиц автотранспорта и 450 единиц средств радиосвязи.  

В 1999 году приказом начальника УВД было утверждено Положение об управлении вневедомственной охраны при УВД Брянской области.

В конце 2003 года к повседневным заботам сотрудников вневедомственной охраны Брянской области прибавилась еще одна – согласно указанию ГУВО МВД России было сформировано специальное подразделение, которое вошло в состав мобильного отряда МВД по охране объектов нефтегазового комплекса на территории Чеченской Республики. В течение трех месяцев представители вневедомственной охраны несли службу в «горячей точке» и не посрамили честь брянской милиции.    

С 2004 по сентябрь 2005 года возглавлял УВО подполковник милиции Сергей Борисович Солоницын, который продолжил совершенствование вневедомственной охраны.  

После вступления в силу 1 января 2004 года Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2004 год» служба перешла на сметно-бюджетное финансирование. С этого момента одной из задач в деятельности вневедомственной охраны стало выполнение плановых показателей по доходам в федеральный бюджет от оказанных собственникам охранных услуг.

В целях повышения квалификации инспекторский и руководящий состав проходит специальные курсы в учебном центре УВД, растут показатели по раскрытию преступлений и административной практике. Начальствующий состав постоянно пополняется выпускниками высших и средних специальных учебных заведений МВД Российской Федерации. Многие сотрудники обучаются заочно. Одним словом, растет профессионализм по различным направлениям служебной и финансово-хозяйственной деятельности вневедомственной охраны.

В сентябре 2005 года на базе сторожевых, военизированных и проектно-монтажных подразделений вневедомственной охраны было создано Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Охрана». Данная реорганизация не рассматривалось как разделение службы на две самостоятельные составляющие. Это взаимно дополняющие и тесно взаимодействующие между собой подразделения, входящие в систему МВД России. Различие заключается в категории охраняемых объектов: милицейские подразделения ОВО осуществляют охрану объектов особой важности, жизнеобеспечения, повышенной опасности и ряда других; охрана иных объектов, проектирование, монтаж и обслуживание технических средств охраны - ФГУП.

В 2008 году начальником УВО назначен полковник милиции Владимир Николаевич Фомин. В последнее десятилетие особо остро стоит проблема защищенности граждан в связи с террористическими актами в городах России, которые влекут за собой большое количество жертв. Равного внимания со стороны правоохранительных органов требуют к себе и нефтепровод, и маленький детский садик. Поэтому управлением вневедомственной охраны области организовано тщательное обследование охраняемых объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности, принимаются необходимые меры по их технической укрепленности. 

Как известно, служба во вневедомственной охране, помимо своего прямого назначения по охране объектов, предполагает и другие функции, составляющие обычные полицейские будни. Важнейшим показателем работы охраны является постоянное и систематическое патрулирование по маршрутам областного центра и других городов и населенных пунктов области. Благодаря тесному взаимодействию пультов и дежурных частей ОВД выявляются преступления, задерживаются подозреваемые в их совершении.  

С жителями областного центра, городов и населенных пунктов Брянской области, совершающими мелкие административные правонарушения, сотрудниками вневедомственной полиции ежедневно проводится большая профилактическая работа, а при выявлении грубых правонарушений сотрудники вневедомственной охраны привлекают нарушителей к административной ответственности.  

Много этапов пройдено. Особенно сложными и насыщенными стали последние годы. Переаттестация сотрудников из милиции в полицию, переход службы вневедомственной охраны в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации,  но сотрудники вневедомственной охраны умеют держать удар. Стойкость,  самоотверженность, преданность делу сотрудников позволяет службе вневедомственной охраны не только выжить в условиях конкурентной борьбы, но и удерживать передовые позиции в своей отрасли.

Конечно, эффективность службы вневедомственной охраны определяют многие факторы, но ни один из них не будет «работать» в полную силу без высокой ответственности каждого человека. Ведь то, что делают сейчас сотрудники подразделений вневедомственной охраны, и то, что будут делать завтра, имеет глубокую временную связь с нашими предшественниками, чей труд, знания, опыт заложены в основу достижений нынешнего поколения служителей Закону.   

 

 

Пользователей онлайн: 1
Страница сгенерирована:0.03